levakov (levakov) wrote,
levakov
levakov

Categories:

Иерусалим. Горница тайной вечери. Агнец Божий с хоругвью Воскресения.


Итак, ИЕРУСАЛИМ, Горница тайной вечери, или Сионская горница. Есть и другие названия!  В Живом журнале,  в СЕТИ Интернета, в путеводителях и "околонаучных публикациях" информация предлагается в огромном количестве! Не пугайтесь, дорогие сотоварищи, пересказывать, анализировать и предлагать альтернативный вариант я не собираюсь. Это утомительно и не целесообразно! Буквально каждый камень этой постройки (а, вернее, надстройки) крестоносцев, это целый альманах занимательных историй. Прогулка в пространстве и времени! Сегодня, нас интересует только один сюжет! Агнец Божий с хоругвью Воскресения на круглом "плафоне" перекрестия готического свода горницы. Иконографический образ этого сюжета и его вариантов, довольно устойчив и хорошо изучен. Итак, замечательная мозаика из Равенны. http://en.wikipedia.org/wiki/Ravenna



 



Агнец Божий, он же Овен! Именно в таком образе…. Несколько не привычном, Агнец повторяется многократно на мозаиках, фресках, барельефах. Уши стойкой, сложное выражение на «лице» и объёмный хвост!!!  Как тут не вспомнить выражение «Волк в овечьей шкуре». Не так все просто. Каждый СИМВОЛ или Эмблемата зашифрован. Агнец Божий, ранний символ ХРИСТА, приносящего себя в жертву, во имя  спасения Человечества. Но он, же и карающий за грехи и не принятия этой жертвы.









 



Одна из тем, связанна с сюжетом Апокалипсиса. 9. (7:9-17). Поклонение Агнцу - В белых одеждах, держа пальмовые ветви, стоят они перед престолом Агнца и возносят хвалу Богу. Ангелы и апокалипсические животные находятся вокруг престола. «Агнец […] будет пасти их и водить их на живые источники вод». Источник изображается в виде фонтана или четырех потоков (четыре Евангелия), вытекающих из горы, на которой стоит Агнец. Четыре потока, они же, четыре реки, или четыре дерева Райского сада.  (http://levakov.livejournal.com/15489.html?thread=125057 ).



Горница Тайной Вечери имеет сложную историю строительства (перестройки) и организации МЕМОРИЯ. Все перипетии изложены в многочисленных научных и околонаучных публикациях, на страницах Живого Журнала и в Мировой паутине под гордым именем интернет. (http://www.holidayinisrael.com/ViewPage.asp?lid=101&pid=326 ). Однако, по настоящему, объект не изучен. В последние десятилетия управлением охраны памятников проводились в «пожарном» порядке косметические работы. ( К 2000 – летнему юбилею христианства и приезду Римского ПАПЫ ). ( Отчеты департамента древностей за последние годы - http://www.iaa-conservation.org.il/Projects_eng.asp?archive=true ). В ходе работ. Были расчищены и укреплены многие архитектурные детали. Выявлены многочисленные переделки, граффити времен крестоносцев, францисканцев, оттоманов и более поздние. Однако, интересующий нас предмет, каменные розетки с рельефными изображениями на сводах, не были включены в проект. УВЫ!!!



Итак, нервюрный готический свод, в «пекрестие»  которого вставлялся «замковый» камень, имевший сложную плоскостную конфигурацию сопряжения с остальными деталями и обеспечивающий конструктивную прочность. Часто, он декорировался фигурной розеткой, отражающий вкусы и требования заказчика или функцию помещения. Как правило, «крестовина» и розетка выполнялись вместе, из одного камня. В, нашем случае, когда все архитектурные детали горницы носят следы повторного использования, можно предположить (До проведения архитектурно-археологического обследования), что розетки более древнего происхождения, и укреплены посредством металлического анкера, который также мог быть использован для подвески светильника. Но, пока руками не потрогаешь, материалы комплексных исследований не уведешь, всё это – только мысли вслух. Простой вариант крестовины, можно увидеть в собрание Кесарийском лапидария.


Кесария. "Лапидарий" в кустах......!!!!!



На этой розетке, даже без расчистки и консервации различимо изображение «ЛЬВА». И естественно возможны варианты. Нас интересует другая розетка.



Вот мы и добрались до предмета рассмотрения «Агнец Божий с хоругвью Воскресения». Возникает вопрос об аналогах из региона Святой земли. Мне известны два, хотя могу предположить, что их значительно больше. При этом важна их датировка и иконография.



Представляется, что это наиболее древнее изображение. Передняя стенка саркофага из Ашкелона? Фактически, это римский саркофаг, с ранним христианским изображением, в правом медальоне. Сам не видел, фотография от Владимира Битмана.



Еще одно изображение, из коллекции францисканцев. Агнец, с выносным крестом в круге (нимбе). И. еще два изображения из Италии и Франции.



Барельеф из Флоренции. Иконографический образ близок к Ровенской мозаике, однако лилии на верхнем фризе намекают на Анжуйских заказчиков.



А вот это, то, что нам надо! АВИНЬЁН. Папская резиденция, а ныне музей. Своды погибли, но все архитектурные детали сохранены, изучены и внесены в каталог. Фактически, это прямой аналог. Цельный блок «замкового камня» с медальоном и маркировкой мастера, необходимой для правильной установки.



И последний штрих, к другой теме. Картограмма деталей утраченных сводов. Профессиональная работа.



Несколько ссылок: http://en.wikipedia.org/wiki/Lamb_of_God



http://tapirr.livejournal.com/2250915.html?thread=18295715



 



http://www.znaki.chebnet.com/s10.php?id=692



 



http://www.holidayinisrael.com/ViewPage.asp?lid=101&pid=326



 


http://wiki.simbolarium.ru/index.php/%D0%90%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D1%86


Tags: Символы и Эмблиматы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments