?

Log in

No account? Create an account

Next Entry

УСАДЬБА ОТРАДА в селе Семёновское Ступинского района М.О.
история реставрации
__________________________________________________

385.УСАДЬБА ОТРАДА – один из крупнейших в Подмосковье и наиболее полно сохранившийся усадебный комплекс 18 – 19 вв. Заложенная в 1774 г., вскоре после ее приобретения гр. В.Г. Орловым, усадьба к началу 19 в. представляла пышную благоустроенную резиденцию богатого вельможи с оранжереями и собственным театром, где дирижером был крепостной музыкант Л.С. Гурилев, отец известного композитора.

При наследнике Орлова – В.П. Орлове-Давыдове – усадебный ансамбль продолжал развиваться и окончательно сложился лишь во второй половине 19 в………….

Этот фрагмент статьи по усадьбе приведен из КАТАЛОГА «Памятники архитектуры московской области». Москва, «ИСКУССТВО», 1975., под общей редакцией Е.Н.Подъярольской. Ко времени выхода в свет КАТАЛОГА усадьба находилась в относительно удовлетворительном состоянии за исключением здания церкви и кузни, находившиеся в пользовании совхоза. В 1971-1975 гг. рядом государственных и общественных организаций проводилась компания по приведению в соответствие с действующим законодательством взаимоотношений между балансодержателями или арендаторами памятников архитектуры и государственными органами охраны памятников. В результате этих действий многие объекты Московской области вошли в план проведения реставрационных работ. На усадьбу Отрада были выделены значительные средства. Десятки организаций и большое количество специалистов были подключены для осуществления этой программы. Были выполнены Предпректные работы, научно изыскательские и историка – архивные работы, геология и топографическая съемка, подеревная съемка, обследование гидросистемы. Методом фотограмметрии были осуществлены обмеры фасадов всех сооружений усадебного комплекса. Далее были проведены архитектурно – археологические обмеры, зондажи, шурфы и локальные археологические раскопки отдельных участков усадьбы. Ведущим архитектором был назначен молодой специалист В.В.Хромеев. В состав авторского коллектива вошли архитекторы: А.С.Каган., Г.О.Стрелецкая., Н.А.Уланова., археолог В.Павлов., искусствовед Т.В.Бугаева., техник Н.А.Ольховая и по мере постановки задач многие другие. Исследование живописи в главном доме и усыпальнице осуществлялось бригадой под руководством В.В.Добрякова. Все эти работы проводились трестом «МОСОБЛСТРОЙРЕСТАВРАЦИЯ»., частично продолжены мнпп «РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР» и затем кооперативом В.В Хромеева при Ступинском исполкоме. Сегодня в усадьбе можно увидеть полностью отреставрированный мавзолей и церковь (безусловная заслуга общины верующих). К сожалению работы, по усадебным постройкам были прерваны. О состоянии их можно судить по фотографиям на сайте: http://www.geocaching.su/showmemphotos.php?cid=231%20-->    В первые годы Советской власти в усадьбе располагался музей дворянского быта. С уникальными предметами этого музея – усадьбы можно ознакомится по размещенной на сайте: http://www.rusk.ru/st.php?idar=800460 статье Е. Кончина «Сокровища усадьбы Отрада» (Московский журнал    01.03.2001) Некоторые предметы из интерьеров усадьбы находятся в экспозиции Серпуховского историка – художественного музея. Отдельному объекту посвящен анонс статьи Усадьба Орловых "Отрада"-( Karl Friedrich Schinkel in Russia) на сайте Археология России: http://www.archeologia.ru/Library/Book/f49dad837fff/Info Ниже приводится статья из сборника посвященного :650 – летию города Серпухова о первых ( на тот период времени) результатах исследовательских работ. На фотографии ведущий архитектор по комплексу усадьбы В.В.Хромеев.












---------------------------------------------------------------------------------------

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ МОСОБЛИСПОЛКОМА

СЕРПУХОВСКОЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

                

                                     СЕРПУХОВУ-

                                650-

                             

                               ЛЕТ

МАТЕРИАЛЫ ЮБИЛЕЙНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

    ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РУССКОГО ГОРОДА   

                                         СЕРПУХОВ-1989

--------------------------------------------------------------------------------------

Подготовлено к печати Научно-реставрационным сектором

МОП ВНТО Стройиндустрия. Выпуск 1.                                                                              

Руководитель сектора И.А.Леваков

Ответственный редактор к.и.н. А.А.Молчанов.

Отпечатано ПНИИИС. Заказ № 155

Тираж 320.

                                ОГЛАВЛЕНИЕ

Кучкин В.А. О статусе серпуховского удельного князя (по его договорам с московскими великими князьями)…………………… 3.

Молчанов А.А. Раскопки в Серпуховском кремле 1987-1988 гг.…..7

Чернецов А.В. Изображения на серпуховских монетах 14-15 вв.….9

Молчанов А.А. Новые архитектурно-археологические исследования в Серпуховском Высоцком монастыре (1985-1986 гг.)……………………………………………………………………...12

Шилов В.В. Вкладная книга Серпуховского Высоцкого монастыря……………………………………………………………..16

Клещинов В.Н. О методике реконструкции штемпелей проволочных копеек царя Петра Алексеевича …………………….20

Шилов В.В. Первые парусные фабрики в Серпухове и их владельцы……………………………………………………………..23

Беспалов Ю.В. «Записки» Андрея Болотова как источник по истории заокской части Серпуховского района……………………28

Молчанова О.В. Русская расписная эмаль в собрании Серпуховского историко-художественного музея…………………32

Леваков И.А. Усадьба Отрада: новые исследования………………36

Сарайкина О.В. Реставрация архитектурных памятников Серпухова: проблемы и перспективы………………………………42

                                        - 36 –

И.А.Леваков

УСАДЬБА ОТРАДА: НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

На протяжении ряда лет коллектив реставраторов треста Мособлстройреставрация поводит исследовательские работы по комплексу построек усадьбы Отрада, расположенной в селе Семёновском Ступинского района Московской области ( бывший Серпуховской уезд Московской губернии). Натурные изыскания осуществляются под руководством ведущего архитектора объекта В.В.Хромеева, историко-архивные материалы собирает Т.В.Бугаева.

Задачей настоящей статьи не является попытка обобщения материалов, полученных в результате исследований, так как работа эта еще не завершена и требует более тщательного и глубокого осмысления полученных данных, их всестороннего изучения, а также привлечения дополнительно тех архивных документов, которые недоступны для пользования в настоящее время. Мы хотим лишь обратить внимание на ряд интересных исследовательских находок, помогающих в возрождение дворцового ансамбля как объекта музейного показа.

Прежде всего нельзя не отметить безусловный успех Т.В.Бугаевой, сумевшей документально подтвердить авторство отраднинского дворцового ансамбля и церкви. Усадебный ансамбль был сооружен в 1775-1779 гг. по проекту К.И.Бланка с традиционными для того времени коррективами заказчика, каковым являлся владелец Отрады граф Владимир Григорьевич Орлов. Последующие постройки и ремонтные работы явились следствием деятельности целой плеяды архитекторов и живописцев: М.И.Мордвинова, Д.И.Жилярди, А.О.Жилярди, М.Д.Быковского, Г.А.Боссе, Р.А.Гедике, К.И.Брюллова и других.                                                       

-         37 –

Историкам искусства, музейным работникам и просто любителям российской старины хорошо известно о существовании в отраднинском дворце в послереволюционное время замечательного музея дворцового быта. После ликвидации музея, его экспонаты были переданы в центральное хранилище Государственного музейного фонда, а книги усадебной библиотеки – в антикварный магазин Главнауки.

Казалось бы, в самой Отраде, безжалостно опустошенной и оскверненной не менее, чем Павловский дворец под Ленинградом в 1947г., уже трудно что-либо обнаружить. И все же полученный в результате проведенных изысканий материал позволяет говорить о реальной возможности восстановления не только архитектурного комплекса, но и уникальных интерьеров дворца, библиотечного флигеля, оранжерей, усыпальницы и церкви.

Одной из первых интересных находок явился мраморный барельеф хорошей сохранности с аллегорической композицией и надписью «ОТРАДА», откопанный под галереей, соединяющей дворец и оранжерею. Первоначальное местонахождение барельефа известно по книге В.Орлова-Давыдова «Биографический очерк графа В.Г.Орлова» (СПб., 1878, с.343): «Монумент в его (В.Г.Орлова) память был поставлен спустя 15 лет после его кончины в Отраде. Статуя графа во весь рост из каррарского мрамора, работы римского скульптора Теренари, изображает графа Орлова задумчиво сидящим со свитком бумаги и поставлен в особом храме между садами, прилегающими к дому. В стенах около изваяния вставлены мраморные барельефы, изображающие эмблематически: Академию Наук, Отраду, Земледелие и Усолье. На полу, перед монументом, вставлена большая мозаика, наподобие находившихся в римских катакомбах..». Таким образом, автор барельефа известен. Что же касается места установки, то этот вопрос был решен уже в ходе наших исследований. Таковым оказался центральный павильон западной оранжереи, построенной в 1848 г., по проекту М.Д.Быковского, много и плодотворно работавшего в Отраде.

                                         - 38 -

Сохранился лепной декор павильона, выявлены места размещения мозаичных вставок полов, хорошо реконструируется калориферное отопление оранжереи.

Недалеко от паркого фасада главного дома обнаружен мраморный пьедестал статуи В.Г.Орлова. Среди старых фотографий, полученных нами от местных жителей, имеется любительский снимок конца !9 в., позволяющий составить общее представление о монументе в целом (архив треста Мособлстройреставрация, переплет инв. № 574-87, фото № 18). К сожалению, местонахождение статуи и остальных барельефов пока не установлено.

Богато были оформлены фасады оранжерей. Среди элементов внешнего архитектурного декора присутствовали не только белокаменные и лепные детали. Необычными здесь являются терракотовые барельефы. Центральный состоит из нескольких блоков, на которых изображена аллегорическая сцена борьбы кентавров с орлом Зевса. Композиция помещена на парковом фасаде павильона, над тосканским портиком. Справа и слева от сюжетной композиции – гирлянды с виноградом и фруктами. На карнизных парапетах помещен ряд терракотовых вставок одинакового размера с сюжетными композициями на темы «искусства и мастерства». В ходе археологического изучения памятника были выявлены осколки пустотелых терракотовых балясин, первоначально находившихся над центральной композицией.

Полученный в результате обмеров, археологических раскопок и историко-архивных работ материал уже позволял полностью реконструировать памятник в первоначальном виде, однако при этом оставался открытым интересующий исследователей вопрос о происхождении упомянутых выше терракотовых барельефов.     

                                            - 39 -                                       

Среди памятников этого времени в России сходные декоративные элементы встречаются крайне редко. Известен эскиз 1832 г. для церкви Академии Художества в Петербурге, исполненный И.М.Мартосом (Государственный Русский музей, инв. № СК-350). Близкий по размеру, он далек стилистически от отраднинских барельефов. Известная монография А.В.Филиппова, С.В.Филипповой и Ф.Г.Брик «Архитектурная терракота» (М.,1941) дополнительной информации нам не дала.

Единственным обнаруженным аналогом явился барельеф от печи 19 в. с изображением варианта античной мифологической сцены «Геракл, убивающий орла Зевса, терзавшего прикованного к скале Прометея». Овальное фабричное клеймо с немецкой надписью латинским ( а не готическим ) шрифтом «Рихард Блюменфельд, Берлин» указывает место изготовления данного терракотового барельефа. Позднее удалось обнаружить аналоги в замке Котбус-Браниц (окрестности Котбуса, ГДР). Барельефы этого замка выполнены на античные темы в более изящной манере.

Завершить поиск позволила проводившаяся в Москве выставка «Искусство в Берлине за 300 лет», на которой были выставлены два терракотовых барельефа работы Христиана Фридриха Тика (1776-1851). Они исполнены по эскизам Карла Фридриха Шинкеля для Строительной академии в Берлине, построенной по его же проекту в 1831-1836 гг. На этих барельефах изображены античные строители во время отдыха в кругу семьи.

Как известно, большинство берлинских построек К.Ф.Шинкеля было выполнено в стиле классицизма. К ним относится новая гауптвахта 1816-1818 гг., новый драматический театр 1818-1821 гг.,

Новый музей 1822-1828 гг., Вердеровская церковь 1825-1828 гг.

                                              - 40 –

К постройкам того же типа относилось и не дошедшее до наших дней здание Строительной академии. К.Вёрман так описал эту работу Шинкеля в третьем томе своей «Истории искусств всех времен и народов» (с.699): «Из кирпича выстроена академия архитектуры 1832-1835 гг., гладкие наружные стены которой он расчленил только простыми лизенами, а места под окнами с плоскими арочками и над ними украсил классическими изразцовыми орнаментами чрезвычайно тонкого и благородного рисунка».

Представленные на выставке «Искусство в Берлине за 300 лет» барельефы настолько схожи с аналогичными по сюжету отраднинскими, что дальнейшие сомнения в их общем происхождении исчезают полностью.

Пока писалась эта статья, отраднинские барельефы были демонтированы для реставрации. Это позволило выявить на их рамках клеймо с надписью латинскими литерами «БЕРЛИН 1846»

На оставшемся пока недоступным для непосредственного обследования терракотовом блоке с виноградом и фруктами имеется видное снизу, но неразборчивое клеймо другого типа, расшифровка которого позволит дополнить уже имеющуюся информацию.

На сегодняшний день можно лишь предположить, что во время своих многочисленных зарубежных поездок владелец Отрады граф Владимир Петрович Орлов-Давидов (1809-1882) приобрёл готовые или заказал копии с барельефов, уже имевшихся в берлинской мастерской Х.Ф.Тика. Но это мог сделать и М.Ф.Быковский, неоднократно встречавшийся с К.Ф.Шинкелем и Х.Ф.Тиком.

Из Берлина же были привезены цинковые орлы (считавшиеся до начала реставрации бронзовыми), на которых имеется клеймо «Otto Muller Berlin 1862». Интересно, что точно такие же орлы были установлены и в другой усадьбе В.П.Орлова-Давыдова – Мариенберг (в Эстляндии), построенной в 1874 г. по проекту петербургского архитектора Р.А.Гедике, ранее трудившегося в Отраде.


  Обложка печатного издания, при возможности будут добавлены остальные статьи сборника.










------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Comments

levakov
Feb. 27th, 2008 11:11 am (UTC)
Увы. даже на фото смотреть страшно,такой разгром .....хуже, чем после фашистофффйф

Latest Month

February 2016
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel