?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В этом посте, я возвращаюсь к двум параллельным темам:

Художник Хаим Капчиц – наш современник и

Фрески Святой Земли.

Это предварительная редакция, с некоторыми необходимыми отступлениями от основной темы. Впоследствии, возможно более компактное решение.
р-00

Фото-01. Удивительный снимок. Обычно, про такие говорят: «МОМЕНТ ИСТИНЫ». И, действительно, в пространстве и времени встретились двое: ПОЭТ И ХУДОЖНИК. Гениальный грузинский поэт, слава и гордость народов ГРУЗИИ, чьё имя славится в веках. И, художник, профессиональной художник, живущий в своем мире, мире образов, игры света и тени, творческих поисков, философии бытия. Мир художника, отличается от мира большинства людей, у которых работа и состояние души, потребности в самореализации порой расходятся. Как говорится: «Делаем одно, а думаем о другом». Художники, поэты, композиторы и вообще, люди творческих профессий, как правило, не имеют потребности в чем- то ином, кроме творческих исканий, приносящих страдания и удовлетворение. У них нет нормированного рабочего дня и устоявшегося распорядка. Погружение в образ, дается не просто. Оно обусловлено множеством факторов. Об истоках философии творчества, можно говорить бесконечно. Но, сегодня у нас иная тема.

Художника оторвали от работы, он обернулся, но не видит, ни фотообъектива, ни фотографа. Последние штрихи, работа почти закончена. Несколько незаметных, для обычного глаза точек, где-то усилить цвет или смягчить тень…. И образ поэта возвращается из НЕБЫТИЯ!!! Шесть месяцев поиска, сотки эскизов, работа с аналогами, древними миниатюрами, эксперименты с цветом и материалами и беспрерывная работа с образом. Сейчас, это ВСЕ, собрано в подкорковом сознании. Глаза, мозг, руки, все, это один нерв. И ЭТОТ НЕРВ НА КОНЧИКЕ КИСТИ.

Попробуем прикоснуться к чуду возрождения, или как говорили в иные времена, к «ОБРЕТЕНИЮ ОБРАЗА».

ГЛАВА-1.

Невозможно рассматривать эту тему без истории самой обители-монастыря Святого Креста. Нет смысла пересказывать все легенды, мифы, научные и околонаучные исследования по истории монастыря, и его значения для Иерусалима и Грузии. Многочисленные публикации и диссертации, порой противоречивые, говорят о неугасающем интересе к этому уникальному памятнику. И, возможно, что они и не столь антагонистичны, а являются лишь частью исторической мозаики, которая пока еще не сложилась в одно единое целое. Выборочно, предлагаю несколько публикаций:

-Цагарели А.А. Памятники грузинской старины в Святой Земле и на Синае.   Православный Палестинский сборник. Вып.10. Т. 04. Вып.1. СПб: Типография В. Ф. Киршбаума, 1888. (Классика).

- «Монастырь Святого Креста» (Иерусалим). 069.2010. Журнал – серия: Православные монастыри.

Текст: Аркадий Тарасов.   http://zhurnalko.net/=seria/pravoslavnye-monastyri/069-monastyr-svjatogo-kresta-ierusalim (Общая, стандартная информация).

- Сергей Баландин

«ПЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ»

ОПИСАНИЕ СВЯТЫХ МЕСТ В ИЗРАИЛЕ С КОММЕНТАРИЯМИ И РАЗМЫШЛЕНИЯМИ. Глава четвертая:

ПРАВОСЛАВНОЕ МОНАШЕСТВО В СРЕДНИЕ ВЕКА. Монастырь креста. Интернет версия: http://www.balandin.net/FifthGospel/Gospel19.htm (Объемный, серьёзный материал в авторском видении темы).

- Я.Чехановец. «Грузинская Церковь на Святой Земле». Издательство: Индрик. 2012 г. Книга не оцифрована. Имеется в свободной продаже. (Новейшая научная работа с обзором большого числа источников и подробной библиографией)

- Monastery of the Cross. На сайте - BibleWalks.com (АНГЛИЙСКИЙ) – интернет-сайт. http://www.biblewalks.com/Sites/CrossMonastery.html#Overview

- THE MONASTERY OF THE HOLY CROSS IN JERUSALEM. VASSILIOS ZAFERIS, Ph.D.

Published by: E.TZAFERIS S.A. For the Greek Orthodox Patriarchate of Jerusalem. 1987. (Книга известного израильского археолога, профессора, куратора патриаршего музея).

- МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО КРЕСТА В ИЕРУСАЛИМЕ. Василиос Цаферис. Перевод с англ. Евдокии Поздняковой. По материалам сайта "Православие.Ру"

http://palomnic.org/xm/mon/5/ (Сокращенный перевод).

В процессе изложения, постараюсь привести дополнительные ссылки, на источники, публикации, условно, доступные для более глубоко ознакомления с данной темой.

Панорама

Фото-02. Сегодня, монастырь выглядит так. Несмотря на многочисленные ремонты, достройку дополнительного этажа для училища и сооружения колокольни, монастырь сохранил образ суровой, неприступной крепости, которой он и являлся в период своего рассвета. Это был время становления единого Грузинского царства во времена правления царя Давида   и его дочери царицы Тамар. Монастырь являлся грузинским подворьем на Святой земле. К нему были приписаны две близь лежащие деревни с земледельцами, привезенными из Грузии и многочисленные поместья и угодья, доходы с которых присылались на достойное содержание монастыря. Сады, огороды, каменоломни и гаты окружали обитель. Хозяйство было большое. Разные источники сообщают о 200 до 400 монахах. К, этому надо прибавить послушников, всевозможных работников, видимо и охрану, а, также паломников. На фотографиях конца 19 века мы видим суровый пейзаж. Каменистая пустыня. Крупные валуны, оползни, почти лунный пейзаж. Монастырь расположен в урочище, низине, (Фактически это котловина- http://www.biblewalks.com/Sites/CrossMonastery.html#Overview) окружен суровыми холмами. Помимо прочего, он видимо, «запирал» нижнею дорогу, ведшую к монастырю Пресвятой девы Марии в Кафизме и от него к монастырю Святого Ильи и далее к могиле Праматери Рахиль и Бейт-Лехому. По верхней дороге в том же направлении тянулась другая цепочка монастырей и храмов. О ситуации местности можно судить по схеме Управления древностей. (Monastery of the Cross «Монастырь КРЕСТА» Участок под № 48 на официальном сайте Управления древностей Израиля (ИВРИТ)- http://www.antiquities.org.il/images/archinfo//031-060/048.pdf ).

Старое фото
Фото -03. Одна из фотографий монастыря 19 века. В книге Я.Чехановец на стр.70-71 репродукция более информативной фотографии.
Вид сверху

Фото-04. Еще один современный снимок монастыря. Есть общее, что определяет архитектуру монастырей Святой земли (Территориально, это понятие шире современных границ государства ИЗРАИЛЬ). Высокие крепостные стены и башни не на много превышающие по своей высоте оные, скомпонованы монолитно, тесно, с небольшими дворами колодцами. Иногда, монастыри сооружались на пологом склоне, частично врубаясь в него. Со стороны подъема рельефа, башни и стены были выше. Плоские кровлю образуют основную, открытую площадь монастырей, по периметру которых размещены кельи, а в центре глава храма, имевшая входной проем на узкую внутреннюю, обходную галерею. По всей видимости, в соответствии с уставом монастыря, часть братии могла участвовать в богослужении, размещаясь у окон, или выходя на внутреннюю, обходную галерею барабана главы. Плоские кровли использовались для забора дождевых вод и конденсата. На ближнем востоке, в определенное время года, было приято спать на плоской кровле, прохладней, да и нежелательным гостям было сложней подобраться незаметно.

1770год

Фото -05. Иконографических образов монастыря сохранилось не много. Наибольший интерес представляет собой икона «ПРОСКИНИТАРИЙ». (Proskynetaria - Иконы Святых Святынь). Из надписи явствует, что икона создана и освещена 10-го июля 1770 года стараниями игумена монастыря ГРЕГОРИЯ. Василиос Цаферис, в своей книге, подробно разбирает иконографическую программу. Икона разделена на семь горизонтов (семь небес) и на 28 святых мест. В центре, изображение монастыря Святого креста. (На фотографии выкадровка из иконы с изображением монастыря). Цаферис отмечает, что «КАТАМОНЫ» и «Гарден Малка» приписаны к монастырю. Подобные иконы были не редкостью, однако древних сохранилось не много. То, что в среде экскурсоводов, «принято» называть мозаичной картой Святой земли, (церковь Святого Георгия, Мадаба, Иордания), также является ПРОСКИНИТАРИЕМ. Эти изображения не являются картами в современном значении. Они исполнены без масштаба. Их задача показать порядок посещения Святых мест. В, рукописях Проскинитариях, указаны расстояния между этими местами. Отмечены праздники, посты, время и порядок служения. В нашем случае интерес представляет: «ПРОСКИНИТАРИЙ. Хождение строителя старца АРСЕНИЯ СУХАНОВА во ИЕРУСАЛИМ». Хоть и старцем именовал себя Суханов, был он человеком не простым. Во времена царя Алексея Михайловича существовали, помимо приказов тайных и иностранных дел, службы государевых досмотрщиков. Были оружейные досмотрщики (К, примеру, предок Тютчева занимал эту должность), городовые досмотрщики и многие иные. Это были самые грамотные служивые люди, приближенные к государю. Они составляли перепись населения, записывали ревизские сказки, учиняли досмотр оружейных и продовольственных припасов и осуществляли многие другие действия. Их записи читаются как светские литературные произведения. (Чем и воспользовался Н.В.Гоголь с подачи А.С.Пушкина). Короче говоря, это были чиновники по особым поручениям. Суханов имел сложные дипломатические и «иные» поручения. Не случайно он именует себя «СТРОИТЕЛЕМ». Он фиксирует размеры зданий и их деталей. Описывает материал, из которого они сооружены. Переписывает надписи. Сообщает массу технических подробностей. «Снимает» иерусалимскую сажень. Приобретает два макета храма гроба Господнего, гравюры и книги. Все это, впоследствии было использования для сооружения монастырского комплекса «Новый Иерусалим». Для нас интересно его посещение монастыря Святого креста. Он пишет: «Церковь велика гораздо и прекрасна, ПОДПИСАНА ВСЯ ВНОВЬ, мост (полы) выложены цветные…. монастырь благоустроен и грекам не подчиняется. 1649 год. Условно полный текст- http://en.bookfi.org/book/734844 (видимо были тайные тетради для Государя). По дороге домой, он посетил Грузию и составил описание Тбилиси и окрестностей. Возвращаясь к макетам. Образцы их сохранились во многих музеях мира. Обычно они датируются 16-17 вв. Недавно выставленная коллекция английского купца показала существование макетов и других объектов Святой Земли. (http://www.finch-and-co.co.uk/print/57378 ). Так, что возможно существовал и трехмерный ПРОСКИНИТАРИЙ. Предварительно составленная глава, с разбором иконографического образа монастыря на иконе, в данной редакции опущена, из-за недостатков доказательной базы. Возможно, мы вернемся к этой теме позже.


М-рь Яакова

Фото -06. Репродукция с рисунка Василия Григоровича-Барского с изображением армянского монастыря Святого Якова. Большинство из рисунков, неоднократно были опубликованы. Наиболее полным является издание ППО в четырех книгах. (Смотри РГБ). К, сожалению, изображения Монастыря Святого Креста я не обнаружил. (Возможно, пропустил). Барский дважды был в монастыре. Он подробно описал историю монастыря от его основания и до посещения им. Это практически канонический рассказ. Большинство паломников и исследователей истории монастыря с тем или иным успехом пересказывают его, иногда дополняя новейшими архивными находками. Некоторые критики дневников Барского, считают, что рисунки являются «перерисовкой» из других источников. С, этим, отчасти, можно согласиться. Подобная мысль возникает, при их сравнительном анализе. Присутствует, как бы несколько серий рисунков, отличающихся по степени проработки и исполнению. Если это так, то значит, что рисунки, по времени их создания, относятся как минимум к 17 веку, что только увеличивает их ценность. Одно замечание необходимо сделать и в адрес этих критиков. В многочисленных изданиях и переизданиях рисунков Барского мы имеем дело с совершенно иной, по сравнению с современной, техникой типографской «правки». Гравер переносил их на литографский камень или иной материал. При этом, в зависимости от его квалификации, могло быть «упрощение» рисунка или наоборот излишняя его «цветастость». Конкретный пример из недавней дискуссии по аналогичному случаю. Некоторые мои товарищи и коллеги, высказались не достаточно корректно в адрес уважаемого архитектора, академика Ф.РИХТОРА, считая, что опубликованный чертеж Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря схематичен и поэтому не актуален. (Публикация была осуществлена в 1850 году, по именному императорскому указу и представляла собой парадный альбом). При этом, достопочтимые господа НИКОГДА, не видели оригинал, исполненный на ватмане серебряным карандашом, изумительно подробный и не имеющий ни чего общего с публикацией.

Если предыдущее изображение монастыря на иконе, перевести в графический рисунок, а его как основу, нанесенную «знаменщиком», можно видеть не вооруженным глазом, мы получим очень похожий рисунок из серии Барского.

Характерна одна деталь. На иконе мы видим корзину, поднимаемую на верхний этаж октагонального хозяйственного двора с продуктами или запоздалым путником. Сюжет довольно распространенный. На рисунке Барского с изображением монастыря Святого Ильи, мы видим такую же деталь, иконографически идентичную. Это напоминание о суровом образе жизни и служении монахов во враждебной среде. Дополнительно, можно порекомендовать статью: Панченко К.А. «Монастыри и бедуины в османской Палестине и на Синае».( http://pstgu.ru/download/1176395557.Panchenko_3_3.pdf ).

Помимо выше изложенного, этот рисунок представляет для нас интерес как аналог. По некоторым источникам, монастырь также был сооружен грузинами, был заложен армянской общине и не выкуплен. Центральный храм этого монастыря не претерпел сильных искажений. Сохранился уникальный «барабан» храма с куполом сложной конструкции. (Смотри фото в альбоме- http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/585998 )

Размещаю первую главу не в законченном виде, по причине серьезного опасения за состояние компьютера. Похоже, он исчерпал свои возможности.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
livejournal
Oct. 14th, 2013 09:52 pm (UTC)
Монастырь Св.Креста в Иерусалиме. Обретение образа Шот
Пользователь hoddion сослался на вашу запись в записи «Монастырь Св.Креста в Иерусалиме. Обретение образа Шота Руставели» в контексте: [...] http://levakov.livejournal.com/70249.html [...]
levakov
Oct. 14th, 2013 10:14 pm (UTC)
Re: Монастырь Св.Креста в Иерусалиме. Обретение образа Ш
ес
hoddion
Oct. 15th, 2013 12:22 pm (UTC)
Re: Монастырь Св.Креста в Иерусалиме. Обретение образа Ш
тода
levakov
Oct. 15th, 2013 01:01 pm (UTC)
Re: Монастырь Св.Креста в Иерусалиме. Обретение образа Ш
Всегда пожалуста...
sachok_2
Oct. 15th, 2013 04:57 am (UTC)
Браво!!!
levakov
Oct. 15th, 2013 05:36 am (UTC)
СПАСИБО....
(Deleted comment)
levakov
Oct. 15th, 2013 08:17 am (UTC)
Вирсаладзе я скачать не смог, если у Вас есть ссылка, скиньте пожалуста. Спасибо
(Deleted comment)
levakov
Oct. 15th, 2013 01:00 pm (UTC)
А ГДЕ ТАКАЯ БИБЛИОТЕКА...и если в ней межбиблиотечный обмен. В сносках написано. что она на грузинском а предисловие на русском и французском....если я правильно понял спасибо
(Deleted comment)
levakov
Oct. 15th, 2013 01:34 pm (UTC)
Спасибо
livejournal
Dec. 5th, 2013 07:24 am (UTC)
Монастырь Святого Креста в Иерусалиме. Обретение обра
Пользователь uchitelj сослался на вашу запись в записи «Монастырь Святого Креста в Иерусалиме. Обретение образа Шота Руствели. Завершение первой главы.» в контексте: [...] журнала, первая глава завершена. Предыдущию часть смотри: http://levakov.livejournal.com/70249.html [...]
levakov
Dec. 5th, 2013 10:11 am (UTC)
Re: Монастырь Святого Креста в Иерусалиме. Обретение об
ес
( 11 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2016
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel