?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ЧАСТЬ - 2.
Предыдушую смотри - http://levakov.livejournal.com/74126.html
Артифакты

Фото № 08. Основные артефакты, обнаруженные при раскопках древнего города «МАРЕША» выставлены в музее Израиля в Иерусалиме. (http://www.english.imjnet.org.il/page_2428).(http://www.antiquities.org.il/t/search_en.aspx?q=Maresha). Первые раскопки провели в 1898-1900 Блисс и Макалистер. За ними последовали Thiersch (1908), Ави-Йона (1977), Клонер и другие.

У специалистов, наибольший интерес вызывает стела с текстом. Эта тема широко освещена в интернете "The Heliodoros stele". (http://archaeologynewsreport.blogspot.co.il/2009/10/heliodoros-stele-consisting-of-28-lines.html).

Другой уникальный предмет, относящийся к фискальным правилам торговли в городе, уже знаком читателям журнала –( http://levakov.livejournal.com/40758.html) - (Мера жидкости в античном Мире). Нас интересуют вещи, позволяющие приблизится к пониманию сюжетов, изображенных на фресках усыпальницы. С одним из них, мы уже познакомились. Это бронзовая фигурка «Юного ГОРА». Во время раскопок, в небольшой нише были обнаружены две бронзовые фигурки «домашних божков». В те времена, подобные были в каждом доме. Перед ними устанавливались небольшие переносные керамические или каменные алтари. Иногда, керамические алтари изготавливались полыми, имитирующими небольшой «храмик» – жилище этих божков. Это было естественно, в неспокойные годы войн и набегов. Юный ГОР, в определенной мере, помог нам заглянуть в сложный сакральный мир финикийской общины. Его иконографический образ был исполнен в египетских традициях. Вторая фигурка, иная, эллинистическая. Любимый персонаж «спортсменов и героев» - ГЕРАКЛ. Он же ГЕРКУЛЕС, САМСОН. Все, что необходимо, имеется: дубинка, шкура и «осанка победителя». Но присмотримся: залысина, «французский» нос и кучерявая борода. Финикийский вариант: Мелькарт — Википедия. На многих финикийских монетах можно увидеть изображение дубинки, атрибут Мелькарта. В музее не удалось обнаружить эти фигурки. Зато моему товарищу по журналу( dona_anna), повезло больше. (http://dona-anna.livejournal.com/835891.html) - В её посте можно увидеть интересующие нас персонажи. Из тех немногих находок, сохранившихся вопреки системному вандализму, мы рассмотрели две. Это немного приблизило нас к пониманию удивительно сложного внутреннего мира сидонян - колонистов, проживавших в одном из самых крупных для своего времени, городов Ближнего Востока. Греки, египтяне, идумеяне, финикийцы, евреи и многие другие, жили по законам своих общин, оставляя двери своих домов открытыми для общения с соседями. Исследователи отмечают, что в погребальных комплексах соседствуют семитские имена, с именами греческими. Под влиянием Селевкидов, Птолемеев, Иудеев, Персов, в городе формируется богатая религиозная традиция, отражающая как в зеркале, все перипетии как древней, так и современной истории БЛИЖНЕГО ВОСТОКА.

По мере продвижения по лабиринту «нашего повествования» мы будем возвращаться к некоторым изображениям на представленной фотографии.


Современное состояние.

Фото № 09. Современная фотография. Общий вид на храм – усыпальницу. (Гипогей). Краски фрески сохранили свои цвета с 1993 года. Это год окончания работ, по научной реконструкции интерьера усыпальницы и воссоздания фресок художником Хаимом Капчицом. Мастер гарантирует такую сохранность, как минимум на 100 лет. Очень коротко, по возможности, рассмотрим архитектуру и живописную программу создателей погребального комплекса. Центральный коридор являлся местом первичных захоронений, проводившихся в поперечных, одинаковых по размеру, симметричных прямоугольных нишах с треугольными, «выбранными» фронтонами. Образовавшиеся между нишами пилястры, декорированы под колонны, объединенные в ионическую аркаду. В центре каждой капители размещен солярный знак и над ними, как бы подвешены, вотивные венки с лентами. Выше идет декоративный фриз с фресками. Далее, под самым потолком изображена стилизованная гирлянда. Подобные гирлянды широко использовались в мистериях, и часто символизируют земные реки (Нил, Ганг, Тигр и т.д.). Она же и дорога богов – «млечный путь», отраженный в водах этих рек. В нашем случае это подземная река – СТИКС. (Стикс — Википедия). (См. фото - http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/617927).И не случайно, на откосе входного проема, на уровне «гирлянды», изображен страж подземного царства Аида – Кербер (Цербер). Аркада с нишами поставлена на цоколь, выступающий внутрь коридора. Часто его именуют скамьей, хотя фактически это первичный стол подношений (приношений). Все исполнено по единому замыслу. Коридор с нишами подводит нас к главной погребальной камере. Три монументальные ступени заканчиваются столом приношений, посвящаемых богам – покровителям общины и душам усопших. Фасад погребальной камеры оформлен как небольшой дорический храм, «вписанный» как бы в скальную нишу, аналогичную по форме нишам первичных захоронений. Над входным проемом треугольной формы фронтон. В его тимпане резная пальметта. Под фризом с традиционными триглифами и метопами, на архитраве, размешалась вырезанная надпись, позволившая первооткрывателям датировать комплекс и его принадлежность к Сидонской общине. Увы, как сказано выше, надпись канула в «ЛЕТО», но сохранилась копия.

Слева и справа, «скальную» нишу «фланкируют» изображения светильников для священного огня. Их цвет «подсказывает», что они серебряные. В основании светильника три грифона – хранители огня и чаша с «отливом». Светильники установлены на мраморные, «трехлапые» столики. В музее Неаполя и Ватикана можно увидеть реставрированные оригиналы. В наших краях, похожие фрагменты, выявлены при раскопках в Кесарии и Лоде и Иерусалиме. Завершают композицию, обрамления ниши - орлы на гирлянде, «осеняющие» усыпальницу. Иконографически, они ближе к набатейским, возможно, что использован общий источник. Как бы перед входом в склеп, изображены высокие амфоры, ручки которых украшены вотивными повязками. Их «горловины» закрыты небольшими сосудами - курительницами для благовоний. Считается, что именно в таких амфорах осуществляли повторное захоронение. Надеюсь, что эти амфоры из Мареши, были предназначены для вина или масла – (http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/619075). В городах финикийцев найдены захоронения младенцев в амфорах, что отчасти подтверждает неприязнь к этому народу римлян. Однако, библиотеки финикийцев уничтожены заклятыми врагами, так, что мнение другой стороны мы пока не знаем. Между тем это другая эпоха, значительно более древняя. Сам обряд плохо изучен. В разные исторические времена, эти обряды и традиции менялись под воздействием различных факторов. Эта тема сложная и не входит в рамки настоящего поста. Возможно, что главное захоронение главы сидонян было осуществлено в деревянном саркофаге. Фрагменты найдены, но не «инсито». В Иерусалимском музее выставлен деревянный саркофаг из Ен – Геди. http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/619335 Правда, он на 250 лет старше. А вот реставрированный эллинистический саркофаг из «Склепа Деметры» в Керчи, дает представление о вариантах реконструкции схемы погребения знатного сидонянина. ( http://crimea-media.ru/DemetraCrypt.html). Можно сравнить его с каменным саркофагом из Иерусалимского музея –(http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/618871). Дополнительным аргументом, в пользу деревянного варианта, могут послужить декоративные накладки с фотографии под № 08. Коротко не получилось. УВЫ. Для тех, у кого не пропал интерес, будет продолжение.

Comments

livejournal
Jun. 6th, 2014 06:15 am (UTC)
Стражи подземного мира из Сидонской усыпальницы
Пользователь hoddion сослался на вашу запись в своей записи «Стражи подземного мира из Сидонской усыпальницы» в контексте: [...] Часть - 2. Смотри  http://levakov.livejournal.com/74608.html [...]
levakov
Jun. 6th, 2014 05:39 pm (UTC)
Re: Стражи подземного мира из Сидонской усыпальницы
ес...

Latest Month

February 2016
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel