levakov (levakov) wrote,
levakov
levakov

Categories:

РАМЛЕ, РАМА, Аль-РАМЛА

РАМЛЕ, РАМА, Аль-РАМЛА (RAMLA, Al-Ramleh, Ram,Ratis-Rames)…… город на песке, но не на пустом месте!

Если коротко, то город Рамле выполнял те же функции, что и Мытищи. Город, где взимался, мыт, налог за проезд. Пелегримы, паломники направлялись из портов в Яффо и Ашкелона через Рамле в Иерусалим. Именно в Рамле они и платили каффар (мыт), налог, введенный Салах эд – Дином. А все остальное лирика. ( http://www.eleven.co.il/article/13433) (http://www.ramla.muni.il/)

Обычно авторы путеводителей начинают свой рассказ о Рамле примерно так: «Рамла – единственный город, который основали арабы в Палестине в восьмом веке. Название городу дали из-за песков, на которых его построили: на арабском «рамель» - это песок…. Ну и т.д. и т.п.». С одной стороны это правильно. В границах крепостных стен был сооружен великолепный восточный город, центр военного округа. С другой стороны современная территория города значительно больше старого города. Археологи, проводя спасательные работы на месте новой застройки, находят более ранние византийские и арабские фермы и промышленные зоны. Маслодавильные прессы, гончарные мастерски, красильни (традиционный еврейский промысел), кузни, колодцы и многое другое..( http://www.hadashot-esi.org.il/search_eng.asp?q=&site_name=Ramla&submit1=search&Writter=&permit) Естественно находят следы и более древних исторических периодов. Недавно нашли «парк юрского периода» - пещеру с уникальным животным миром, отрезанного от нашего, грешного мира. Одни белые скорпионы чего стоят. Фотографии обошли весь мир. Все это вместе, Рамле, Лод, Явне, заповедник Нахаль Сорок, Явне –Ям могло бы стать прекрасным туристическим районом. Такие предложения и по Рамле и по Лоду периодически разрабатываются. На сайте управления древностями есть последний вариант.( http://www.iaa-conservation.org.il/Projects_Item_eng.asp?site_id=23&subject_id=6 ). В прошлом году министр туризма Ицхак Аронович заявлял, что планируются средства на реконструкцию Сводчатого бассейна и Белой мечети…..(http://www.votpusk.ru/news.asp?msg=168862), такие заявления были и раньше. Мирового значения мозаики римской виллы в Лоде планировалось накрыть музейным зданием….. Управление лотерейных игр выделяло миллионы на создание ханаанского музея в Ришон ле - Ционе, на базе отрытой археологами башни… . А воз и ныне там. Время неумолимо. Пока чиновники протирают штаны, материальные свидетельства истории рассыпаются в прах!!!! Ну и не много фотографий:

Фото №01.Люк, опять люк. Без него ни как! Жалко не попался более старый. Но еще есть шанс. Пока город не сильно помолодел.


Фото № 02. Вот такой замечательный французский рисунок 15 века, сказочный, но интересно, что многое узнаваемо. На переднем плане полуразрушенная ЯФФА (три арки и сегодня существуют, правда, в заложенном виде). Выше, в центре РАМЛЕ, а слева видимо ЛОД. И на верху, как и положено, Святой Иерусалим, куда и стремились паломники.


Фото №03. Цветная литография с рисунка Д.Робертса. Сороковые годы 19 века. Как и все работы художника, прекрасный вид Рамле с античными руинами на переднем плане. Известный прием, однако. Как это не странно иногда и такие руины могут быть узнаваемы. В последние десятилетия в окрестностях Рамле и Лода найдено не мало античных и византийских памятников…..


Фото №04. И еще один вид Рамле. На гравюре так же многое узнаваемо. Хотя и несколько утрировано, но все же рельеф местности намного богаче, чем сегодня. Вертикальные отметки у сохранившихся исторических зданий подтверждают сильную нивелировку города. Карты с рисунками старого города можно увидеть на сайте: http://www.jnul.huji.ac.il/dl/maps/pal/html/eng/MapsBySite.html#RAMLA


Фото №05. Лубочный рисунок художника А.-Ж.Гро из серии: «Наполеон посещает чумной госпиталь в Яффо, Акко, Рамле……».


Фото №06. И вот наш первый главный объект. БОЛЬШАЯ МЕЧЕТЬ. Ал – Джами ал-Кабир. Некогда воздвигнутый крестоносцами грандиозный кафедральный собор Св. Иоанна. Основные объемы собора и многие архитектурные детали хорошо сохранились.


Фото №07. Другой вид мечети. Сегодня трудно датировать пристройки по внешнему виду. Дать точное определение ( и то условно), можно только после комплексного историко-архивного и архитектурно-археологического обследования.


Фото №08. Западный портал церкви крестоносцев. Собран из византийских деталей анатолийского мрамора. (Частично перетесанных). Много раз перебирался, и, скорее всего, относится в нынешнем виде к оттоманскому периоду, сохранившему архитектуру старого портала.


Фото №09. Фрагмент портала. В местах, где при ремонте использован цемент, вместо извести, появляются «ржавые пятна и раковины», одним словом «кариес».


Фото №10. Современный вход в мечеть, также собранный из камней разных строительных периодов.

Фото № 11. Во дворе мечети идеальный порядок и чистота. Все сделано для удобства верующих.

Фото №12. Интерьер, в своих архитектурных формах принципиально не изменился. На фотографиях начала 20 века видны остатки фресок, проступающие через побелку. Часть колон и стен имели «разделку» под мрамор. Эта фотография 10- летней давности. Думаю, что сегодня интерьер сильно поновлен. Мечеть открыта для посещения по предварительной договоренности.


Фото №13. Фрагмент интерьера. Как водится, при строительстве использованы византийские капители. (на фотографии - это правая и левая).Возможно они от одного из монастырей, бывших в Лоде. К сожалению, я не видел, но где-то в районе цементного завода недавно проводились раскопки монастыря.

Фото № 14. Недостающие капители, как и другие архитектурные детали, мастера крестоносцев (или местные умельцы так называемой сирийско - византийской школы) изготавливали соответствующие духу времени.


Фото №15. Совсем не далеко находится интересный объект

Под названием “HAMAM REDWAN”. Видимо он стоял в овраге. Сегодня виден купол, а арочные проемы до своих пят оказались в земле.


Фото №16. Символом Рамле стал удивительный минарет. Он построен в 1318 году, вместо разрушенного минарета Белой мечети. (Ал-джами ал-Абьяд) и видимо на другом месте. Сама мечеть была сооружена по повелению султана Сулеймана ибн Абд-Аль-Малика, но была завершена после его кончины. Ранее был сооружен дворец султана. Мечеть была одной из самых вместительных и красивых в исламском мире. Арабский географ ал-Макдиси описал её так: « Во всем мусульманском мире не найдешь красивее михраба, чем в этой мечети, и минарет (тот, что не сохранился - И.Л.) здесь великолепный… Мечеть облицована мрамором, кладка во дворе тоже мраморная и сделана с особой тщательностью. Двери обшиты кипарисовым деревом и кедром, украшены резьбой. Мечеть поражает каждого». ( Цитируется по М.Фельдман) Нашествие бедуинов, землетрясения, последующие ремонты при Саладине и Байбарсе, три основных строительных периодов насчитали археологи, проводивши раскопки с 1949 года. Памятник включен в список ЮНЕСКО..( http://whc.unesco.org/en/tentativelists/1482/) Рядом, на мусульманском кладбище почитаемая могила НЕБИ САЛИМ. Сегодня башня используется как смотровая площадка. Вход платный.


Фото №17.Общий вид мечети. К сожалению, практика ежегодной консервации объектов после археологических раскопок и элементарная уборка, охрана отсутствуют. Печальный пример Явне-Ям. Простояв после раскопок лет 15, византийский комплекс пришел в полное запустение, фактически утрачен и был просто засыпан в прошлом году.

( если будет возможность, постараюсь раскрыть эту тему, в несколько отличном от института археологии аспекте, изложенном на официальном сайте).


Фото №18. Минарет 1318 года великолепен. Выдержал землетрясение в 16 веке. Марина Фельдман насчитала 119 ступенек ведущих на смотровую площадку. После сооружения минарета мечеть получила название СОРОКА. (В честь сорока соратников МУХАММАДА). Архитектура минарета необычна. Возможно, минарет сооружен при участии сицилийских норманнов.


Фото №19. На территории мечети сохранились три подземных бассейна. На фото надпись на штукатурке, возможно, эта та, что гласит: «В 1408 году Сейф эд-Дин Бахи ез-Захари повелел исправить штукатурку….»


Фото №20. Бассейн под арками. Один из объектов музейного показа. Желающие могут покататься на лодках. Арабы называли его овечьим. Объяснение, что в средние века здесь купали овец мало убедительно. Родниковая вода поступала по водоводу из шести источников расположенных в районе Абу-Суша, деревни у подножья Телль Гезер.

(археологически новости.№117, 2005г.) Сохранившаяся надпись сообщает, что бассейн сооружен в конце 8 века халифом Харуна ал-Рашидом. (многочисленны случаи, когда возобновление или перестройка здания обозначаются как его сооружение). Христиане посвящали его Св. Елене. Архитектура бассейна впечатляющая. Шесть проходов с арками высотой до восьми метров, световые колодцы, техническое совершенство. При подготовке к показу, во время земляных работ были найдены архитектурные детали византийского периода. Возможно, что на этом месте существовал византийский монастырь. Бассейн удален от исторического центра города и возможно находился за пределами крепостных стен. В ранних христианских постройках символика была иная: рыбы, добрый пастырь, овца со знаменем веры…. Возможно и такое объяснение. Но это только слова. Требуются серьезные исследования. В любо случае, объект замечательный.


Фото №21. Еще один объект. К сожалению, название церкви не знаю. Возможно, это протестантская церковь, хотя по внешнему виду не похожа. Если кто знает, подскажите, пожалуйста.


Фото №22. Францисканский монастырь Санта – Терра. На переднем плане руины постройки. Возможно. Это и был дом для пилигримов, построенный иерусалимскими францисканцами в 1396 г. на деньги Филиппа Доброго.



Фото №23. Центральный вход в монастырь. Обычно. Дверь хоть и прикрыта. Но не заперта. Фотография женского монастыря – ныне христианской школы, к сожалению затерялась.


Фото № 24. Центральный храм в честь Иосифа Аримафейского и Никодима построен в 1902году на месте старой монастырской гостиницы, в которой в 1799 году размещался наполеоновский штаб. Условно мемориальная комната открыта для посещения. В церкви красивые витражи - подарок итальянского короля. Смотри сайт SBF (http://198.62.75.4/www1/ofm/sbf/escurs/TS/02_TSen.html).


Фото № 25. Входной портал. Прекрасная работа.


Фото №26. Греческий монастырь Св. Георгия. « …Город Рамле состоит в пределах патриаршей епархии, а потому в дополнение списка монастырей сей епархии мы должны упомянуть о Георгиевском монастыре в Рамле, значительно распространенном в последнее время и служащим для ночлега поклонников на пути из Яффо в Иерусалим». (К.М.Базили).


Фото №27. Изображение Св. Георгия над входом в монастырь.


Фото №28. Звонница расположена на плоской кровле второго этажа.


Фото №29. Мемориальный колокол. Надпись не успел прочитать.


Фото №30. Здание городского музея расположено в добротной оттоманской постройке.( http://ilmuseums.com/museum_rus.asp?id=193).

Фото №31. Парадная дверь закрыта, вход за углом.


Фото №32. При ремонте здания фрагменты старых полов включены в состав новые. Спасибо.


Фото №33. И еще один фрагмент.


Фото №34. Музейная витрина. Оттоманская керамика – работа армянских мастеров. Ну всякая всячина.


Фото №35. Макет железнодорожной станции.


Фото №36. «Кубышка». Ну очень скромный клад, а вот в прошлом году нашли богатый. Много информации в сети.


Фото №37. Клейма на керамике. Не мог пройти мимо. Слева известное – римское, а справа крестоносцев: «крест в чаше».


Фото №38. Постройки недалеко от бывшего собора Св.Иоанна. Похожи на дворец с крепостными сооружениями. Сложный объект, многослойный и возможно с обширными подвалами. Без детального обследования трудно датировать. Старые камни могли быть использованы многократно.


Фото №39. Оттоманская надстройка сохранилась не плохо, но оконные проемы переделаны.

Фото №40. Замечательная лестница в пустующее здание. Увы. Их в городе много.


Фото №41. Верхний этаж этого же здания.


Фото №42. Уличка, ведущая к мечети.


Фото №43. Завершение минарета Большой мечети.


Фото №44. Восточный базар.


Фото №45. И еще один пустующий дом. Их много в городе. Историю исхода арабского населения евреи и арабы трактуют по разному. Взаимные претензии можно почитать в интерьере. Правых в таких спорах обычно нет. Грустное зрелище.


Фото № 46. Вот такие затейливые балкончики, их много.


Фото №47.И под впечатлением увиденного грустное фото.


Фото № 47. Современная городская крепость со старыми мотивами. Мне понравилась.

Послесловие: Это не путеводитель, очень много не хватает. Часть фотографий сделаны лет десять назад. Другие - на прошедшей неделе. Многие пленки не нашел, архив множится, а навести порядок нет сил и времени. Книг по крестоносцам масса, и Рамле упоминается часто. По исламскому периоду тоже хватает. История еврейских жителей в Рамле также богата. Археологические раскопки, начиная с 1949 года, проводятся регулярно, краткие отчеты публикуются и есть на сайте Управления древностями. Недавно открыли еще одну исламскую мозаику. Со временем постараюсь эту тему продолжить в своем альбоме (..). Если честно, то утомился.

Tags: РАМЛЕ.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments